Любимая, но очень сложная для объяснения и рассуждений тема.
Тема моей дипломной работы, в которой научным руководителем была Екатерина Васильевна Урлапова (низкий ей поклон), а протоколировали результаты специалисты Института мозга человека РАН.
Не буду предлагать результаты этой работы, скажу только, что у всех детей произошел переход на новый уровень речевого развития.
Итак, начнем.
Выделяют следующие уровни речевого развития, которые отражают состояние речи у детей с ОНР (общим недоразвитием речи):
I уровень – отсутствие речи (т.е. “безречевые дети”). Лепетные (би-би, та-та и пр.) слова, звукоподражания, мимика, жесты.
II уровень речевого развития. Жесты, лепетные слова, искаженные слова (“лябока” вместо “яблоко”). Отставание от возрастной нормы. Нарушение слоговой структуры (“тевики” вместо “снеговики”).
III уровень речевого развития. Развернутая фразовая речь с элементами недоразвития (лексико-грамматического и фонетико-фонематического). Свободное общение затруднено. Контакт с ребенком чаще всего в присутствии знакомых взрослых, которые поясняют (переводят) детский расссказ. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка – там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
IV уровень. Отсутствие нарушений звукопроизношения, имеет место недостаточно четкое различие звуков. Перестановка слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замена и пропуск слогов в речи, недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, каша во рту. Замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), смешение признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (я видел медведев, камнев…). Нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю красным фломастером и красным ручком»). Все ошибки встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то будет сделан правильный выбор.
Это одна из классификаций, но, думаю, этого будет пока достаточно.
Причины.
Практически каждый специалист будет говорить о какой-то причине данных состояний. Чаще всего существует попытка в качестве причины назвать биомеханические нарушения (подвывих и проч.) в шейном отделе позвоночника или нарушения кровотока (извитые позвоночные артерии, нарушенный венозный отток). Безусловно, все эти находки оказывают влияние на состояние здоровья ребенка в целом. Но есть одно “но”. После лечения у остеопата, на фоне улучшения речевых функций, извитые сосуды останутся извитыми…
Речь – функция надсистемная.
Повреждающие факторы, зачастую, тоже надсистемные:
– перенесенная гипоксия внутриутробно или в родах (признаками могут быть: воды с меконием, синевато-баклажанистый цвет кожи при рождении, отсутствие самостоятельного крика – крик после “прочистки” дыхательных путей, после шлепка, крик не звонкий и не громкий, при прикладывании в родильном зале к груди ребенок не присосался и проч.)
– интоксикации (часто постинфекционные или поствакцинальные реакции)
– родовая травма
– асимметрии головы
– т.н. установочные кривошеи
– мышечные и суставные нарушения в ШОП
Остеопат будет устранять причину, приведшую к нарушению речи, но остеопат не будет заниматься обучением, для этого нужен логопед, дефектолог.
Мною проводится лечение с использованием техник, направленных на коррекцию компрессионных нарушений ЦНС (в остеопатии это повреждение, связанное с изменением качества подвижности и плотности ткани, диагностика основана на пальпации) и нарушений первичного вдоха (степень, интенсивность раскрытия или наполняемости легких при первом вдохе ребенка, диагностика основана на пальпации) – это те стойкие функциональные повреждения, которые выявляются у всех детей с речевой паталогией.
Уровень остеопатического воздействия может быть разным в зависимости от ситуации, от уровня подготовки врача-остеопата, от состояния пациента. Высокая эффективность работы с использованием функциональных техник, направленных на коррекцию всего двух параметров – компрессии ЦНС и повреждений первичного вдоха дает новые перспективы для остеопатического лечения детей с подобной патологией.
Проведенные ранее исследования в рамках дипломных работ в стенах СПбГУ и СПбГМА по исследованию эффективности остеопатического биомеханического подхода к проблеме речевой патологии у детей говорят о высокой эффективности этого подхода.
В моем исследовании была поставлена задача исследовать функциональный остепатический подход у детей с задержкой речевого развития и с последствиями перинатального поражения ЦНС церебрально-органического генеза.
В результате лечения достигнуты улучшения сформированности речи у 93% детей, понимания речи у 83%, уровень эмоциональной лабильности и неусидчивости показали улучшения у 80% обследуемых детей, у 75% детей менее выражены стали патологические рефлексы, у 67% детей уровень ОНР изменился в сторону улучшения. У 60% детей уменьшились экстрапирамидные нарушения.
Выводы:
1. Остеопатический метод лечения может быть применен как альтернативный медикаментозному методу с такой же или большей эффективностью.
2. Остеопатический метод лечения в комплексе с другими методами должен быть рекомендован для лечения задержки речевого развития
3. Различные остеопатические подходы могут быть применены для лечения одних и тех же нарушений.
С любовью к Вашему здоровью и здоровью Ваших детей,
Ваш остеопат Смирнов Вадим
+7 921 766 44 66
остеопат-петербург.рф
vk.com/osteospb